Тексты ВКР (кроме работ, содержащих сведения государственной тайны) до загрузки в ЭБС образовательного учреждения должны быть предварительно проверены на объем заимствований (Приказ Министерства образования и науки РФ № 636 от 29. 06. 2015 г.).
Не стоит путать 2 понятия: плагиат и заимствование. Плагиат – это умышленное присвоение авторства чужого произведения, проще говоря, опубликование чужого произведения под своим именем. Заимствование – присвоение чужой идеи, чужого взгляда на определенную тему.
Проверка ВКР на объем заимствований проводится с целью повышения качества ВКР, а также выявления самостоятельного вклада студента в исследование.
Виды заимствований:
При написании ВКР очевидно, что студент будет опираться на научную литературу (монографии, книги, научные статьи и публикации), и для того, чтобы избежать проблем на защите ВКР, следует соблюдать правила научного цитирования (выделения кавычками со ссылкой на используемый источник). Официально допущенных порогов (пределов) заимствований не существует.
Выполнением Приказа Минобрнауки № 636 является использование образовательными учреждениями систем проверки заимствований, позволяющих определить степень оригинальности текстов ВКР. На российском рынке представлен широкий спектр компаний, занимающихся разработкой и поддержкой программ такого рода, среди них: «Антиплагиат», «Copyscape», «Руконтекст», «Istiо», «Miratools» и многие другие.
Механизм проверки заимствований достаточно прост: следуя инструкции, полный текст ВКР загружается (переносится) в базу информационной системы, происходит проверка и в результате на экране ПК отображается отчет, содержащий в цифровом эквиваленте степени оригинальности (уникальности) и заимствования. Более того, имеется возможность доступа к списку обнаруженных источников, из которых был взят (скопирован) материал в процентном соотношении. Окончательный вердикт о самостоятельности написания ВКР выносит, как правило, научный руководитель.
Технологии искусственного интеллекта не совершенны, об этом свидетельствуют многие хитрости и уловки студентов, помогающие им обмануть систему: использование транслитерации, замена слов синонимами, перевод текста с источников на другом языке, рерайт текста, использование макросов Word и другое.
Для того, чтобы решить данную проблему, компании-разработчики систем борьбы с заимствованиями постоянно находятся в фокусе внимания образовательных учреждений, помогая тем самым повысить качество образовательного процесса и выпускных квалификационных работ.
Для решения вопросов, связанных с выполнением Приказа Минобранауки № 636 в части внедрения информационных систем, читайте в разделах «Информационная система исполнения Приказа Минобрнауки № 636».