ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России
Тип решения:
ЭБ Ограниченного доступа

С одной стороны, Центр является ведущим научным учреждением в области детской гематологии-онкологии и иммунологии, разработке новых подходов к диагностике и терапии данной группы заболеваний, а также фундаментальной научно-исследовательской деятельности. В рамках Центра работает диссертационный совет. В Центре реализуются программы по последипломному образованию.

С другой стороны, Центр является крупным лечебным учреждением, включающим стационар на 220 мест. Профиль учреждения (гематология-онкология и иммунология) во многих случаях предполагает очень длительное лечение и пребывание пациентов на территории Центра.

Будучи учреждением, поддерживаемым крупными благотворительными фондами и правительством РФ, Центр в своей деятельности использует большое количество инноваций, является образцом развития и технической оснащённости. Ежедневно Центр посещают множество почётных гостей со всего мира.

Для интеллектуальной поддержки столь широкой и разнообразной деятельности в Центре была создана Научно-техническая библиотека. Будучи местом встречи персонала и пациентов, гостей и обучающихся, библиотека должна стать визитной карточкой Центра, отвечающей передовым библиотечным тенденциям.

Для обеспечения эффективной научной, лечебной и иной деятельности с 2009 года осуществляется активная информатизация Центра. Ежегодно в Центре создаются десятки разнообразных информационных систем. Так, на 2012 год было запланировано создание 12 новых систем, одной из которых стала «Научная библиотека».

Специалисты Центра, оценив опыт и реализованные компанией «АЛЕЕ СОФТВЕР» проекты, предложили нам заняться автоматизацией библиотеки, на что мы с радостью откликнулись.

Разработка системы направлена на достижение следующих целей:

  • Обеспечение доступа различных категорий пользователей подсистемы к фондам библиотеки, в том числе посредством удаленного доступа через Интернет;
  • Комплектование фондов библиотеки цифровым контентом, созданным как в Центре, так и в сторонних информационных системах;
  • Повышение эффективности работы сотрудников при работе с печатными изданиями;
  • Снижение трудозатрат и накладных расходов на содержание и обслуживание бумажных печатных изданий;
  • Снижение накладных расходов на доступ читателей к информационным ресурсам библиотеки;
  • Предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большим объемом информации в электронном виде;
  • Интеграция электронных ресурсов сторонних источников по тематике Центра в рамках создаваемой электронной библиотеки;
  • Информационно-просветительская деятельность.

Система предназначена для хранения и предоставления доступа медицинских сотрудников Центра и сторонних организаций и учреждений, ведущих научную работу, к научной и методической литературе в электронном и традиционном бумажном виде, как из российских, так и зарубежных библиотек.

Система представляет собой комплексное многофункциональное решение, предназначенное для централизованного хранения, накопления и использования системно организованных мультимедийных и традиционных книжных и журнальных ресурсов, объединенных общей идеологией структуризации и представления информации по библиотечному принципу.

Требования к проекту

Заказчиком были поставлены следующие требования к проекту:

  • Так как объект автоматизации представляет собой централизованную структуру, создание системы должно предусматривать централизованное хранение данных, реализацию основной логики работы системы на централизованном сервере, а также использование технологии «тонкого клиента» (доступ через браузер) для взаимодействия с конечными пользователями;
  • Для обеспечения взаимодействия системы с другими информационными системами должно предусматриваться представление этим информационным системам документированных интерфейсов к сервисам системы, обеспечивающим возможность доступа, как к данным внешних информационных систем, так и к данным системы;
  • Система должна строиться по клиент-серверной архитектуре с тонким клиентом (веб-браузером) и состоять из серверной части, предназначенной для хранения всех данных и исполнения специализированного программного обеспечения Системы, и клиентских интерфейсов, выполняемых в виде веб-страниц (гипертекстовых файлов на языке разметки HTML) и загружаемых на автоматизированные рабочие места (АРМ), выполненные на базе персональных компьютеров или терминалов доступа к АРМ, размещенным на терминальном сервере. Для связи между серверной частью и АРМ должна использоваться внутрикорпоративная Интранет-сеть Центра, а для взаимодействия с внешними информационными Системами должен использоваться Интернет с использованием предусмотренных средств обеспечения информационной безопасности;
  • Для обеспечения функционирования системы должен использоваться серверный комплекс Центра, включающий технические средства (серверы, телекоммуникационное оборудование) и другие виды обеспечения;
  • Исполнителем должна быть обеспечена лицензионная чистота используемого при серверного и клиентского программного обеспечения;
  • По типу архитектуры Система должна относиться к системам, имеющим многозвенную архитектуру (сервер данных, сервер приложений, веб-сервер и клиентские приложения) с «тонким» клиентом:
  • Cервер данных должен осуществлять централизованное хранение, обслуживание и обеспечение целостности данных, предоставляя их по запросу различным приложениям и, тем самым, реализуя единое информационное пространство для их функционирования;
  • Cервер приложений должен являться централизованным исполнителем различных функций обработки данных, предоставляя возможность воспользоваться этими функциями любым пользователям и обращаясь за требуемыми данными к серверу данных;
  • Веб-сервер должен обеспечивать доступ пользователей к Системе и обращаться к серверу приложений с запросами на выполнение определенной функции. Веб-сервер также должен формировать пользовательский интерфейс, который кодируется и по Интернет-протоколам пересылается в пользовательский компьютер;
  • Клиентское приложение должно отображать элементы пользовательского интерфейса и вести диалог с пользователем с помощью стандартного веб-обозревателя;
  • Система должна обеспечивать возможность наращивания производительности путем увеличения производительности средств технического обеспечения;
  • Система должна иметь возможность адаптироваться к изменяющимся требованиям в процессе эксплуатации (изменениям в законодательстве, бизнес-процессах пользователей, методах управления и т.д.) преимущественно путем настройки и конфигурирования;
  • Среднее время реакции системы не должно превышать 2 с.;
  • Максимальное время реакции системы не должно превышать 8 с.;
  • Количество одновременно работающих с системой пользователей может достигать значения 2500 пользователей;
  • В Системе должны быть предусмотрены средства мониторинга состояния системы без существенного влияния на производительность;
  • Реализация визуальных интерфейсов системы должна обеспечивать возможность непрерывной работы пользователей в течение смены в соответствии с требованиями, приведенными в Гигиенических требованиях к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 30 мая 2003 г., утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации);
  • Реализация всех интерфейсов пользователя должна обеспечивать удобную работу (без необходимости частого скроллинга экрана) при разрешении экрана 1024х768 точек. В случае реализации многооконного интерфейса должно быть обеспечено быстрое и удобное (одним щелчком) переключение между окнами;
  • Система должна предусматривать возможность исполнения большинства операций по ее техническому обслуживанию без остановки функционирования Системы в целом или ее отдельных компонентов;
  • В Системе должны использоваться общероссийские классификаторы и справочники, если такие существуют и используются;
  • В Системе должна быть предусмотрена возможность использования, ведения, актуализации и архивного хранения нормативно-справочной информации;
  • Должно обеспечиваться хранение и обработка до 1 000 000 библиографических записей в электронном каталоге библиотеки;
  • Максимальный объем цифрового контента в хранилище библиотеки может составлять 32 ТБ.;
  • Объем традиционного книжно-журнального фонда библиотеки в перспективе может составлять 50 тыс. единиц хранения.

Состав решения

Автоматизация работы с традиционным бумажным фондом библиотеки было обеспечено с помощью системы ИРБИС64, включающей:

  • TCP/IP сервер
  • АРМ — администратор
  • АРМ — читатель
  • АРМ — каталогизатор
  • АРМ — комплектатор
  • АРМ — книговыдача
  • J-ИРБИС
  • Тезаурус медицинских рубрик MeSH

Идентификация и учёт физических объектов хранения

Для оптимизации работы библиотеки и контроля выдачи изданий было использовано RFID оборудование.

Каждая книга оснащается специальной радиочастотной меткой, получая таким образом уникальный электронный номер. С помощью специальных приборов (считывающие устройства) происходит операция приема/выдачи, инвентаризации, сортировки.

К поставляемому RFID оборудованию относится:

  • Метки RFID на книжный фонд. Метки, размером (49 мм * 81 мм) наклеиваются сотрудниками библиотеки на каждый экземпляр издания. Данные метки обеспечивают идентификацию единиц хранения и противокражную функцию;
  • Метки RFID на CD/DVD–диски. Аналогично меткам на книжный фонд — для идентификации CD/DVD–дисков;
  • Планшетные считыватели(рабочая станция библиотекаря). Для книговыдачи и приема возвращаемых книг (без заполнения формуляров и т.д.). Подключается к уже имеющемуся в библиотеке ПК на кафедре книговыдачи на USB–порт. Станция позволяет переносить фондовые данные библиографической записи из АБИС на чип экземпляра;
  • Карточка пластиковая для читательского билета. Для идентификации читателя и электронной выдачи книг совместно с рабочей станцией библиотекаря;
  • Кард-ридер для RFID карт читателя. Для считывания информации с читательской пластиковой карты (читательского билета);
  • Мобильный считыватель информации. Для проведения инвентаризации и поиска книг фонда.

Автоматизация работы электронными материалами

Хранение электронных материалов, электронных копий медицинской литературы, учебной и методической литературы, курсов, тестов, видео и звуковых файлов осуществлено на базе программного продукта «Biblio STOR-M», обеспечивающего решение следующих задач:

  • Сбор, организация хранения и обеспечение сохранности электронных материалов;
  • Создание справочно-поискового аппарата ко всему фонду электронной библиотеки, позволяющего пользователю проводить многоаспектный поиск;
  • Обеспечение локального и удаленного доступа к электронной библиотеке для пользователей;
  • Обеспечение доступности изданий и документов, предоставление которых читателям затруднено или ограничено;
  • Обеспечение информационной безопасности электронных материалов;
  • Хранение электронных данных;
  • Организация поиска материалов и документов: атрибутивного (по метаданным системы), контекстного и полнотекстового;
  • Предоставление простого и настраиваемого веб-интерфейса для различных категорий пользователей системы с возможностью гибкого разграничения прав доступа к материалам;
  • Предоставление пользователям удалённого просмотра через сеть «Интернет» полных текстов изданий в защищённом режиме.

Обеспечение доступа к электронному каталогу фонда библиотеки

Для обеспечения быстрого доступа к фондам библиотеки всем посетителям библиотеки был установлен терминал (киоск) с сенсорным монитором и антивандальным корпусом. На поставленный сенсорный киоск установлены АБИС ИРБИС (J-ИРБИС) и ЭБС Biblio STOR-M.

Реализация

В ходе выполнения проекта были выполнены следующие работы:

  1. Поставка, установка и настройка АБИС ИРБИС64;
  2. Поставка, установка и настройка RFID–оборудования;
  3. Интеграция RFID–оборудования с АБИС ИРБИС64;
  4. Поставка, установка и настройка сенсорного киоска (терминала);
  5. Поставка, установка и настройка ЭБС Biblio STOR-M (электронного репозитория);
  6. Разработка кастомизированного Web-интерфейса системы Biblio STOR-M;
  7. Базовая интеграция АБИС ИРБИС64 с Biblio STOR-M;
  8. Базовая интеграция с внешними электронными источниками;
  9. Обучение АБИС ИРБИС64;
  10. Обучение системе Biblio STOR-M (администраторов и пользователей).

Соблюдение требований к проекту

В результате проекта было обеспечено выполнение всех требований, поставленных перед нами Заказчиком, в том числе требование по открытости для интеграции с внешними системами, благодаря открытому API нашего продукта STOR-M.

Ситуация на сегодняшний день

С 2013 года началось заполнение фондов библиотеки в информационных системах и её полноценное использование.