Электронная корпоративная библиотека как инструмент развития сотрудников
12 марта 2020

Примечание эксперта АЛЕЕ СОФТВЕР:  «В данной статье произведен анализ необходимости формирования электронной библиотеки на предприятии, основанный на результатах опросов, проведенных компанией «Mуbook» и издательством «Манн, Иванов и Фербер». В статье указаны основные преимущества создания цифровой корпоративной библиотеки, инструменты для создания внешних электронных библиотек, а также рассмотрен опыт организации электронной библиотеки в компаниях «Лаборатория Касперского» и «ABBYY».»

 

Согласно итогам опроса «Оптимизация затрат компании на обучение сотрудников. Как сэкономить бюджет?», проведенного этим летом компанией MyBook при поддержке некоммерческого партнерства «Эксперты Рынка Труда», подавляющее большинство респондентов (83%) согласны с мнением, что образование сотрудников — главный инструмент повышения профессионального уровня, мотивации и лояльности персонала. Кроме того, 28% респондентов считают, что создание электронной корпоративной библиотеки (ЭКБ) — один из самых экономичных и удобных инструментов самообучения сотрудников в любое удобное для них время.

Ранее по инициативе издательства «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ) и при поддержке НП «Эксперты Рынка Труда» был проведен опрос «Быть или не быть корпоративной библиотеке?». Его итоги также показали интерес к ЭКБ со стороны участников данного исследования. Большинство респондентов данного опроса согласились с необходимостью и важной ролью корпоративной библиотеки как для личной эффективности сотрудников, так и для укрепления корпоративной культуры в целом. Так, почти 80% экспертов, принявших участие в исследовании, назвали повышение мотивации персонала к профессиональному развитию в качестве основной цели создания корпоративного «читального зала», и почти 60% обозначили второй по приоритету целью — повышение вовлеченности сотрудников в корпоративную жизнь. Нельзя забывать и о практической части вопроса, ведь книги, особенно профессиональная и бизнес-литература, помогают работникам в подготовке и успешной реализации разных бизнес-проектов: с этим согласны 67% респондентов исследования.

Интересно отметить, что 99% участников данного опроса подтвердили, что читать любят. И только 1% опрошенных заявили, что заниматься чтением им не нравится, и делают они это только «потому что надо». Также выяснилось, что в век всеобщего перехода людей с бумажных изданий на чтение электронных книг, многие, тем не менее, продолжают покупать печатные издания в книжных магазинах. В упомянутом выше исследовании таких респондентов оказалось около 60%. В то же время ни один из участников опроса не берет книги в библиотеке, но зато некоторые из них (точнее говоря, 22%) уже давно пользуются электронными книгами.

Вот ещё некоторые итоги данного исследования: 57% опрошенных считают, что корпоративная библиотека должна состоять из справочной литературы, 56% подчеркивают необходимость наличия в ней бизнес-литературы. Многие респонденты отметили также важную роль научной, учебной и технической литературы (48, 44 и 43%, соответственно).

Инструменты для создания электронных библиотек есть. Соответствующие сервисы предлагают MyBook, МИФ, «Альпина». А компания Xerox, например, в июне 2015 г. объявила о том, что её ориентированная на российский рынок «Полнотекстовая электронная библиотека» (ПЭБ) обновлена до версии 3.0. Как сообщили в российском представительстве компании, на сегодняшний день реализован уже целый ряд проектов по интеграции ПЭБ в учреждениях образования и культуры, а также в некоторых российских компаниях и госструктурах. Причем, как пояснили в представительстве Xerox, «на момент запуска решения рынок электронных библиотек не был в зачаточном состоянии и демонстрировал рост, который продолжается до сих пор».

К числу тех компаний, где сегодня используют возможности ЭКБ, принадлежит, например, «Лаборатория Касперского». «Мы долго выбирали и сравнивали ЭКБ-подрядчиков, — рассказала Ирина Лысенко, специалист по обучению и развитию персонала этой компании. — Рассматривали, в частности, MyBook — у них, действительно, очень большая библиотека, но тот качественный контент, который интересен нам, довольно сложно найти как раз из-за такого большого объема. В итоге мы остановили свой выбор на библиотеке МИФ, в которой представлены очень интересные и известные бизнес-авторы в удобном формате. Также мы сотрудничаем с „Альпиной“, которая сейчас создает приложение на английском, что позволит нам подключить к библиотеке наших коллег из других регионов, что для нас очень важно».

Своим опытом поделилась также Дарья Керценбаум, руководитель службы маркетинговых коммуникаций ABBYY: «В настоящее время мы ведем переговоры с несколькими издательствами по поводу подключения электронной библиотеки. Сложность выбора состоит в том, что нам нужна не только распространённая бизнес-литература, нужны и довольно редкие издания для разработчиков, лингвистов, которых нет у известных издательств. Часть таких редких книг мы покупаем отдельно для наших сотрудников».

Вместе с тем о массовом распространении в нашей стране электронных корпоративных библиотек (ЭКБ) речь пока не идет. Возникает вопрос — почему?

«Основная причина — неосведомленность руководителей предприятий и организаций о возможностях этих библиотек, — считает Антон Гайдиенко, руководитель направления „Корпоративная библиотека“ компании MyBook, ЭКБ-решения которой, по его словам, сегодня используют несколько десятков предприятий. — А ведь они не просто открывают доступ сотрудникам к множеству новейших и актуальных книг, позволяющих им повышать свой профессиональный уровень. Они также позволяют руководителям подразделений быть в курсе того, что, где, когда и сколько времени читают их сотрудники. Сами же сотрудники могут обмениваться со своими коллегами мнениями и впечатлениями о прочитанном, отмечать в прочитанном понравившиеся им цитаты и так далее. Кроме того, руководители могут рекомендовать те или иные книги своим подчиненным».

В уже упомянутом выше издательстве МИФ выделяют три основных аргумента в пользу создания корпоративной библиотеки:

  • Книги — самый недорогой способ обучения и развития сотрудников без отрыва от работы;
  • Наличие корпоративной библиотеки — это дополнительная возможность привлечь в компанию сотрудников, нацеленных на развитие;
  • Организовать библиотеку и отслеживать результаты ее использования — это просто.

Конечно, нельзя сказать, что если компания не вложится в электронную корпоративную библиотеку, то у неё нет будущего. Однако наличие такой библиотеки — хороший «пряник» для тех сотрудников, которые стремятся развиваться и генерировать новые идеи развития бизнеса. Ну или хотя бы быть в курсе идей такого рода, сгенерированных другими.

 

Источник: Владимир Митин. Электронная корпоративная библиотека как инструмент развития сотрудников // Издание itWeek [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.itweek.ru/management/article/detail.php?ID=176181